Как договориться, если вы на разных полюсах?

Умение находить общий язык с людьми — отличный навык, благодаря которому вы можете подружиться с абсолютно любым человеком, будь то начальник или теща/свекровь (нужное подчеркнуть).

Эта «суперспособность» помогает решать конфликты и настроить своего собеседника на продуктивное общение.
Сегодня мы поговорим о том, что нужно для того, чтобы подобрать ключик к собеседнику, даже если он из совсем не близкой вам сферы деятельности.

Чтобы услышать собеседника и быть им услышанным, важно понимать и принимать ценности друг друга. Особенно это касается коммуникаций между людьми из разных сфер.
Зачастую люди не уважают ценности собеседника, игнорируют их и пытаются донести свою точку зрения без учета мнения «визави», его интересов и желаний. Но именно его ценности могут рассказать вам, как с ним общаться.

Чтобы их определить, существует инструмент коммуникативной психологии «Крест Риманна-Томанна», a.k.a «компас в отношениях».
Как этим пользоваться? Все просто:

  • Для Близости характерен контакт, а также теплое, открытое отношение к собеседнику
  • Дистанция подразумевает соблюдение личных границ, отсутствие личных вопросов
  • Где Постоянство, там стабильность, конкретика и ничего лишнего
  • Изменения — это про творчество, гибкость и новые идеи
Отличный пример таких дискоммуникаций показан в сценке сериала «Кремниевая долина» (Silicon valley), когда общение на разных полюсах, без уважения к делу собеседника, приводит к неэффективной коммуникации, и, как следствие, к контрпродуктивным действиям.

Давайте разберем эту сценку.

Если вкратце, то перед героями стоит задача — разработать софт и упаковать его в «железо», то есть ящик. Яркий пример контрпродуктивной коммуникации между разработчиком и дизайнером, которые работают над одним проектом.
Это Ричард Хендрикс - разработчик кода.
Ему абсолютно все равно, каким будет этот ящик, «потому что его все равно засунут в дата-центр глубоко в подвале». В его квадрате ценностей — «Изменения» и «Дистанция». Люди из мира IT глубоко увлечены своей работой и не любят, когда их отвлекают, особенно каким-то дизайном.
А это Данг, дизайнер
Перед ним стоит задача разработать дизайн будущего ящика. Его ценности — тоже «Изменения», но противоположная ценности Ричарда «Близость»: он открыт, он любит общаться с людьми, от чего черпает вдохновение. Включил музыку, попытался найти точки соприкосновения, но проигнорировал ценности Ричарда.
При первой встрече коллеги переступили через ценности друг друга, считая свою работу выше и важнее работы собеседника.

Очевидно, у них сложился бесполезный диалог, где Данг, придя за мнением автора кода (ценность «Близость»), каким должен быть ящик, посчитав, что Ричарду действительно интересен дизайн.
Но мы помним, что Ричард — разработчик, он любит только свой код (ценность «Дистанция»).
Конечно же, Данг получил ответ: «Мне все равно, пусть это будет просто черный прямоугольный ящик».

Данг показывает Ричарду различные визуализации для того, чтобы «найти общий эстетический язык». Ричард же ждал, что Данг ему просто покажет варианты корпуса — ему не до визуализаций и на данном этапе совершенно без разницы, «каким животным будет этот ящик»: «Пусть это будет квадратная черепаха».

Запомните этот момент с визуализацией животных, он очень важен. Если бы дизайнер учел ценности разработчика, то уже на этой встрече дизайн был бы практически готов, за исключением деталей.

Но наши герои, судя по всему, не знакомы с моделью Риманна-Томанна. И, как мы видим, для того, чтобы сработаться, им пришлось пройти через конфликт. Эффективно? — отчасти, да. Продуктивно? — вообще, нет. Комфортно? — точно, нет: стресс, потраченное время, грусть-печаль.

В следующем эпизоде Данг приходит к Ричарду с пробным рендером - просто черный прямоугольный ящик, “...именно то, что ты просил.”
И здесь мы видим вовлеченность Ричарда (пусть она и выражается в несколько негативном формате, но он — айтишник, это норма для него): «То есть ты решил обойтись голым минимумом, мол, и так сойдет? Да, всем по фигу, как будет выглядеть этот ящик, но это вопрос гордости и имиджа компании».

Здесь же мы видим, что Данг понял, в чем соль (услышал собеседника, приняв его ценности) и предложил добавить «немного цвета и форму сделать поживее, и еще добавить индикаторов». И здесь давайте вспомним момент с визуализацией животных (на первой встрече Данг спросил Ричарда, каким бы был ящик, если бы он был животным, на что получил ответ «квадратная черепаха»).

Ричард: «Сделай ее ягуаром, мне кажется, наша кошка замурлычет».
Он, в свою очередь, принял ценности Данга. И, что еще более интересно, коллеги Ричарда (разработчики, как вы поняли), также вовлеклись: один представляет этот ящик газелью, которая олицетворяет скорость, второй же возразил, заметив, что гепард быстрее. Хотя по их виду и не скажешь, что они вовлечены:
Итак, что мы имеем: приняв ценности IT специалиста, дизайнер, сам того не ожидая, смог вовлечь троих разработчиков в свою сферу деятельности, получив конкретное ТЗ. Приняв ценности дизайнера, айтишник, сам того не ожидая, вовлек дизайнера в свою сферу. Как итог: разработан классный продукт.

Для того, чтобы не возникало дискоммуникации на разных полюсах, и любая встреча выходила продуктивной, необходимо следующее:
  • Найти точки соприкосновения в своих сферах. Как правило, это общая цель — создать классный продукт: у тебя есть код, у меня есть идеи, как его красиво оформить физически.
  • Чтобы разработчика вовлечь в ценность «Близость», необходимо самому вовлечься в его сферу деятельности: проявить интерес к его «любимой игрушке»: спросить, чем его код может помочь людям. Здесь дизайнер не только покажет ему, что он погружается в его работу, но и может из услышанного придумать концепт софта.
  • Уважать ценности и труд друг друга. Если вы не знаете, чем занимается коллега из другого департамента, нельзя недооценивать его работу, потому что он также не знает, чем вы занимаетесь, и считает, что ваша работа никак не влияет конечную цель компании.
  • И помнить: любой работник всей экосистемы - это звено, в отсутствие которого цепь разрывается.

Эта статья была полезной для вас?
Показать ещё