Инструменты, которые сделают ваше выступление логичным

Британский спичрайтер Саймон Ланкастер в своей книге «Говори, вдохновляй» рассказывает об уловках, которые помогают удерживать внимание на себе, вдохновляя и ведя людей за собой. В этом ролике я делаю подробный разбор инструментов из книги.

Вся соль в том, что структура хорошего выступления строится по неизменной цепочке: сначала необходимо достучаться до инстинктивной части мозга аудитории, затем покорить эмоциональную и только потом логическую. Проще говоря, сначала вы вызываете доверие публики (инстинкты), затем вы вдохновляете своими идеями, мыслями и настроением (эмоции), и только после этого аудитория вам поверит (логика).

То есть, если в своем выступлении вы сразу стартуете с сухих цифр и графиков (логическая часть лекции), вы не сможете увлечь и впечатлить аудиторию. Она попросту вас не услышит. Все отбыли свой номер: зритель поприсутствовал, спикер формально отчитался, и завтра о вас и вашей речи никто и не вспомнит.

Если цель вашего выступления — донести до слушателей информацию, чтобы они ее поняли и запомнили, — вам необходимо преподносить ее интересно и увлекательно, скажем так, вам нужно расшевелить логическую извилину вашей аудитории.

Предлагаю вам в своих выступлениях использовать следующие инструменты для завоевания логической части мозга слушателя. Они помогут сделать вашу речь интересной, структурированной и запоминающейся.

Инструмент №1. «Правило трех»

Три факта, которые полностью описывают ваш продукт. Три предложения или словосочетания, которые заставят слушателя вас запомнить. Три вишенки, без которых торт становится обычным пирогом. Одним словом меньше — аргумент выглядит неубедительно, одним словом, больше — он выглядит несбалансированным:

  • Пришел, увидел, победил
  • Хороший, плохой, злой
  • Демократия это — правительство народа, из народа и для народа. (А. Линкольн)

Ярким примером «правила трех» служит выступление Стива Джобса на презентации iPhone 1:

«В 1984 г. мы представили Macintosh — он изменил не только Apple, но и всю компьютерную индустрию. В 2001 г. мы представили первый iPod — и он не только изменил то, как мы слушаем музыку, — он изменил всю музыкальную индустрию. Сегодня мы представляем три революционных продукта этого же класса. Первый — это iPod с широким экраном и сенсорным управлением. Второй — революционный мобильный телефон. И третий — новаторское устройство для пользования интернетом. Итак, три продукта. Но это не три отдельных устройства, а одно.»

Завлекает, согласитесь? Но если бы Стив добавил к этому, например: «четвертый — фотоаппарат, который всегда с вами, пятый — ультрасовременная читалка» и т.д., речь бы потеряла свою харизму.

Инструмент №2. Структура и навигация по выступлению

Выступление должно иметь стройную структуру и интересную сквозную линию, и аудитория должна ее увидеть. Расскажите, сколько времени займет ваша речь, предоставьте по ней краткую навигацию, обозначьте основные тезисы, связанные с вашим докладом.

Отличный пример — «Последняя лекция» Рэнди Пауша.

Подробный разбор этой вдохновляющей речи читайте в статье «Кофеин для аудитории. Как удерживать внимание людей, оставаясь собой».

Выступление профессора информатики университета Карнеги — Меллон Рэнди Пауша имеет четкую структуру: в нем есть вступление, основная часть и заключение. Рэнди построил свою речь так, что слушатели заранее знают, что произойдет дальше. Это вовлекает аудиторию в выступление и удерживает внимание людей от начала до конца.

Инструмент №3. Цифры

Добавьте в свое выступление свежие цифры, исследования, истории из жизни, которые так или иначе связаны с темой выступления: это даст аудитории понять, что вы интересуетесь открытиями в своей сфере, а значит, не просто отбываете здесь номер.

Инструмент №4. Тема-рематическое построение текста

Тема задает направление мысли. Рема ее развивает. Если тема содержит в себе общеизвестную информацию, то рема ее раскрывает, выводит из нее и позволяет добавить в речь несколько новую информацию, так или иначе связанную с основной темой. Чередуя эти компоненты, вы создаете логически связанный текст.

Например:

«Представьте, что вы можете надеть уверенность, как костюм, и каждый элемент пробуждает в вас суперспособность. Вы надеваете рубашку, которая моментально вас пробуждает. Вы понимаете, что этот костюм творит чудеса. Вы запрыгнули в брюки, и звук застежки бляшки ремня взимает ваше настроение до небес, давая понять, что галстук зарядит вас мотивацией и продуктивностью. Представьте, на что способны запонки и пиджак?»

Инструмент №5. Логические ударения, интонация и паузы

Аудитория не видит ваш текст, соответственно, она не видит и знаков препинания. Ваша интонация — это навигатор по вашему выступлению: паузы и логические ударения служат в нем разметкой и дают слушателю понять, что главное, что второстепенное, тем самым помогая ему воспринимать и понимать то, о чем вы говорите.

У меня есть для вас прекрасное упражнение для того, чтобы натренировать свою интонацию. Это упражнение — отличная тренировка для улучшения качества речи. Оно помогает «разлепить» слова, избавиться от «каши» и найти СМЫСЛ в том, что вы говорите.

Главное слово, к которому стремится интонация — сердце предложения. Оно выделяется голосом и обрамляется небольшими паузами с двух сторон. И в то же время логическое ударение, как говорил К. С. Станиславский, не должно быть «зуботычиной‌».

Неправильно расставленные ударения, проговаривание без пауз и выражения создают ощущение неуверенной, рваной речи и неясной мысли. Людям приходится продираться сквозь монотонную речь и слитные слова.

Как проверить, правильно ли вы нашли это слово?
  • Выделите его цветом и прочитайте только это слово. Есть ли в нем смысл?
  • Прочитайте и посмотрите, как меняется смысл в зависимости от логического ударения:
  1. Он не видел сестру брата и его жену. Он не видел сестру, брата и его жену.
  2. Очень огорчили | ее слова | отца. Очень огорчили ее | слова отца.
  3. Кто хочет выступать на сцене? - Я хочу выступать на сцене. Что я хочу делать? - Я хочу выступать на сцене. Где я хочу выступать? - Я хочу выступать на сцене.
Интонацию определяет личное отношение спикера к тому, о чем он рассказывает. Определите, что вы хотите донести до аудитории перед выступлением и заранее расставьте акценты в речи. А если вы добавите к выступлению свои эмоции, чувства и настроение, вас запомнят, как крутого и интересного оратора.
Выступать публично — навык, который можно и нужно развивать.
Курс по коммуникации «Сила Talk’a» на офлайн-уроках вы проработаете свои привычки в общении, научитесь распознавать сигналы собеседника и поворачивать любой разговор себе на пользу!

Эта статья была полезной для вас?
Показать ещё