Как распознать сложности в общении с людьми

Найти общий язык с приятным человеком довольно легко: вы всегда найдете общие темы, разговор всегда живой и интересный. Но, к сожалению, вам приходится сталкиваться с такими индивидами, которых лучше вообще не знать, и избавить себя от «счастья» беседы с ними не представляется возможным. А раз коммуникации со сложным человеком все равно не избежать, расскажу вам, как научиться не только грамотно разговаривать с такими людьми, но и извлекать из этого пользу.

Эта статья поможет вам находить ключевые барьеры в общении, вы поймете, как коммуницировать в системе ценностей, а также узнаете, как вести диалог с трудным собеседником, используя модель «4 уха».
Если человек не оправдал ваши ожидания, в этом нет его вины. Ведь это ваши ожидания. Это цинично, но именно это описывает корень проблемы в коммуникации между разными личностями. Но куда сложнее отказаться от этих ожиданий и оценивать собеседника в отрыве от своих взглядов, опыта и ценностей ради качественной беседы. Под качественной я подразумеваю необходимый и полезный диалог, где обе стороны получили ответы на свои вопросы.
С одной стороны, это очевидно, что все мы разные, но понимать и принимать этот факт — не одно и то же. Принять всегда сложно, но, если заранее определить, в чем человек другой — здорово: определить барьер - уже на 50% его преодолеть.

Какие существуют барьеры в общении?

1.Семантические
Смысловые барьеры возникают, когда собеседник использует специальную лексику, которую вы не понимаете. Самый распространенный пример — офисный работник и айтишник.

Как преодолеть:
Задавайте вопросы и просите объяснить, что значит «выкатить обновление». Мой любимый метод Коломбо в помощь (Лейтенант Коломбо, как никто, умеет задавать вопросы, соответствующие характеру конкретного свидетеля или подозреваемого. Ко всему этому, он всегда держится и ведет себя так, как будто его собеседник лучше, важнее и умнее, чем он. Как отличный психолог лейтенант Коломбо понимал, что если будет давить своим авторитетом и крутизной, не сможет расположить к себе человека так, как хочет).
2.Логические
Каждый по-своему строит свои мысли и речь. Тот же айтишник уверен, что все знают, что значит «выкатить обновление» — в его мыслях его речь понятна (но только ему, хотя об этом он даже не подозревает...ну или он просто вредный и у него нет времени объяснять вам, что он «выкатил обновление, и для того, чтобы фича заработала вам просто нужно ребутнуть ноут»).

Как преодолеть:
Суммируйте сказанное собеседником, повторите его тезисы и спросите, правильно ли вы поняли, «что у вас не работает система, потому что он запустил обновление, и для того, чтобы она заработала, вам необходимо перегрузить ноутбук».
3.Фонетические
Кто-то говорит медленно и монотонно, кто-то тараторит и слишком эмоционален. И если вы и тех, и других не терпите, это становится огромным барьером в общении.

Как преодолеть:
Тут вопрос в вашем восприятии — готовы ли вы слушать монотонный нудеж айтишника или эмоциональную речь, похожую на истерику, секретарки? Если не готовы — предложите перейти в другой канал связи: почта, мессенджер».
4.Стилистические
Возникает при несоответствии стиля речи собеседника и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Например, айтишник — не просто ваш коллега, но и друг, и он может не заметить ваших замечаний, что он изъясняется непонятной лексикой для простого люда, потому что вы произнесли это по-дружески.

Как преодолеть:
Никак. Мы его не переделаем, а «отключить» внимание от этого барьера нам под силу.
5.Личные (инстинктивные)
Возникает, когда собеседник оценивает возраст, пол, внешний вид реципиента. Чаще всего это происходит на уровне подсознания: вас может что-то отталкивать от человека, но вы не знаете точно, что именно: на нем точно такая же рубашка, какую носил бывший, у него/нее духи, как у вашего токсичного руководителя…даже имя может стать триггером.

Как преодолеть:
Тут может помочь простой прием: сделайте комплимент собеседнику, касательно его облика (все-таки на нем эта рубашка сидит лучше, чем на бывшем) — это переключит мозг с понятия «чужой» на «в нем что-то есть».
Задавайте вопросы, проявляйте искренний интерес к собеседнику: почему он считает именно так, что привело к этому мнению? Если человек думает не так, как вы — это нормально. Это поможет его лучше понять, и с ним легче будет взаимодействовать.

Коммуникации в системе ценностей

Итак, вы научились определять барьеры и рушить их, но ваш собеседник продолжает быть токсичным или душным. Возможно, вы находитесь на разных полюсах креста Риманна-Томанна, который говорит о 4 главных тенденциях в человеческих характерах по ценностям: близость — дистанция, постоянство — изменения. Обратите внимание на его поведение: возможно, он крайне трепетно относится к личным границам в то время, как вы при встрече ждете тепла и обнимашек, которых он вам не дает — это его и отталкивает от вас. Давайте остановимся квадрате ценностей подробнее.

Например:
Близость и Дистанция. Вы — офисный сотрудник, ваша ценность — близость. У вас не работает программа на ноутбуке, и вам необходимо поговорить с айтишником, ценность которого — дистанция. Для него вы — токсичный и надоедливый человек.
Постоянство и Изменения. Выбор айтишника — стабильность, свой мир и никаких внешних раздражителей, ваш - инновации, открытия. Для вас айтишник — самый настоящий душнила. На полярностях как раз и возникают конфликты, особенно, когда собеседник затрагивает вашу ключевую ценность.
Как определить, какая ценность у собеседника ключевая?

Если вы научитесь настраивать диалог, коммуницировать с людьми вам станет проще: вы заметите, как непонятный лексикон типа «выкатить обновление», еще вчера выводивший вас из себя, уже сегодня станет для вас понятным и даже удобным.

Что характерно для ценностей:
  • Близость: доверие, поддержка, смайлики в мессенджерах, тепло, открытость. Для таких людей характерно считать людей душными, кто попирается на их ценности
  • Дистанция: индивидуальность, независимость, четкие личные границы. Для них все, кто посягает на их ценность
  • — жутко токсичны
  • Постоянство: контроль, порядок, мнительность, недоверие. Эмоциональная несдержанность для них — сильный триггер
  • Изменения: свобода творчества, оригинальность, инновации. Аллергия начинается на всех, кто посягает на их ценность.
Важно понимать, что не нужно общаться с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они общались с вами. Это не всегда уместно — от собеседника с другой ценностью следует ожидать другой стиль общения.
Как определить ценность собеседника по его ярко-выраженным страхам?

  • Близость — страх одиночества.Такие люди всегда стараются избегать конфликтов, всем готовы помочь, всех готовы выслушать, не умеют отказывать. При этом, с такими людьми трудно договориться, так как они боятся нарушить «интимность» ваших с ними коммуникаций. Их нужно растягивать в сторону дистанции, чтобы они четко осознавали свои границы.
  • Дистанция — полная противоположность Близости. Страх быть в центре внимания. Рационализация — главная черта характера людей с этой ценностью. Умеют четко разграничивать «твое», «мое». Довольно педантичны. Часто такие люди на вебинарах и конференциях говорят: «ничего нового я не услышал».
  • Постоянство — страх изменений. Очень прагматичные личности. У них все на контроле, держат руку на пульсе. 100 раз подумают, прежде, чем что-то сделать или сказать. Этим людям неуютно в VUCA-мире (Volatility Uncertainty Complexity Ambiguity world, что в переводе означает все непостоянное: изменчивый, неопределённый, сложный и неоднозначный мир), в котором мы сейчас живем.
  • Изменения — страх ограничений их личной свободы. Под свободой они подразумевают пространство для своих идей. Такие люди, как бабочки: «если я в движении, я свободен». Креативные и творческие личности, любят быть в центре внимания. Если уходят в крайнюю степень ценности, появляется неутомимая потребность в ярких впечатлениях. Им не интересно, что пишут в книжках, им нужно что-то особенное.

Как общаться со сложными людьми по модели «4 уха»?

В жизни вам так или иначе приходится сталкиваться с не очень приятными разговорами с не очень приятными для вас людьми. Не хочется, но нужно. Для этого существует модель «4 уха», которая защитит вас от негатива со стороны неприятного собеседника.
  1. Подготовьтесь заранее к неприятной беседе. Не стоит себя накручивать, это усложнит диалог со сложным человеком.
  2. Разделяйте и властвуйте. Помните, что личность и рабочая функция — это разные вещи. Собеседник говорит не о вас лично, а о вашей функции в работе. Так вы научитесь не воспринимать критику как личное оскорбление.
  3. Отключите ухо «Отношение». Возможно, вы интерпретируете поведение собеседника неправильно, исходя из своего бекграунда обид.
  4. Донесите до собеседника, что вы его уважаете и не хотите оскорбить, — возможно, он тоже слушает ухом «Отношение».
  5. Сфокусируйтесь на ушах «Факты» и «Призыв», чтобы удержать разговор в профессиональном русле.
Каким бы ни был собеседник, какие бы ценности он ни «проповедовал», вы всегда можете договориться, главное — найти к нему подход
Умение договариваться — важнейший soft skill, без которого не обойтись ни руководителю, ни мамочке в декрете.
Курс по коммуникации «Сила Talk’a» очное обучение коммуникативной психологии с Юлией Просиковой. В небольших группах вы проработаете свои привычки в общении, научитесь распознавать сигналы собеседника и поворачивать любой разговор себе на пользу!

Эта статья была полезной для вас?
Показать ещё