«Расскажите о себе»: как не зайти в тупик в самопрезентации

В детстве нас учили быть скромными: «хвастаться — это плохо», «я — последняя буква в алфавите». Взрослая же жизнь требует от нас обратного, конечно, если ты хочешь добиться успеха. Однако, повзрослев, мы привыкли к тому, что рассказывать о том, что у тебя получается хорошо - плохо.

Самопрезентация — первое выступление, которые мы готовим с каждой группой на очном курсе. Мои студенты — это люди из совершенно разных ниш и разного статуса: первые руководители, директора, владельцы бизнеса. И вопрос «Расскажите о себе» всех ставит в тупик — голос становится тихим, плечи вжимаются, из взрослых уверенных в себе людей они превращаются в стеснительных детей, которых Дед мороз попросил рассказать стишок на утреннике.

Нам просто навязали, что звучать громко и четко — стыдно, а, рассказывая о своих успехах, ты превращаешься в торгаша. На курсе мы прорабатываем эту проблему с двух сторон: разбираем психологическую составляющую с инструментами коммуникативной психологии и контентную — как рассказать о себе, чтобы выделяться на фоне конкурентов в своей профессии.

Самопрезентация — это также важная часть любого выступления: от того, как вы познакомите себя с аудиторией, зависит то, будут ли вас слушать дальше или начнут зевать и гадать в мыслях, чем сегодня угостят на кофе-брейке. (о том, как понравиться слушателю, читайте по этой ссылке).

Ну что же, всем привет! Я — Юля, я готовлю спикеров к выступлениям и помогаю наладить коммуникацию внутри команд, много лет я тестировала на себе приёмы ведущих и актёров, которые помогают им уверенно выходить на сцену, и теперь делюсь самыми эффективными с вами, а еще вы точно коротали вечера под пару крутых сериалов, где я снималась. И я здесь, чтобы помочь вам избавиться от страха самопрезентации. В этой статье я расскажу о 2-х ее аспектах — психологической и контентной.

Психология

Так почему мы не умеем рассказывать о себе? Даже на обычном собеседовании HR из милой приятной девушки после этого вопроса буквально превращается в монстра, который вас съест, если ей не понравится ваш рассказ о себе... Спокойнее, это все у вас в голове. Перед вами все та же приятная девушка, а в самопрезентации нет ничего зазорного.

Рассказ о себе вызывает огромное количество трудностей по разным причинам:
  • рассказывая о себе, я думаю, что хвастаюсь
  • слушатель может подумать, что у меня недостаточно экспертности в этом
  • я рассказываю о себе, а люди считают, что я хочу им продать что-то бесполезное
Что делать:
  • используйте факты, цифры: вы не хвастаетесь, это факты
  • подумайте, что вы и ваши знания дают слушателям (пользу, опыт, новые навыки и т.д.), составьте список своих достижений (это сделали вы своими руками): вы не инфоцыган, вы — эксперт в этой сфере
  • собирайте отзывы о себе и своем продукте: они расскажут, какой вы крутой и какой крутой у вас продукт
Поделюсь своей историей, почему мне первое время было сложно рассказывать о своем проекте. Когда я работала на телевидении, я брала интервью у основательницы «Крошки-картошки» и ее мужа. Они рассказывали, как первые пробные картошки носили по офисам и буквально предлагали людям из своих рук попробовать их продукт. Этот образ у меня так прочно закрепился, что мне казалось, когда я рассказываю про свое обучение, я стою с картошкой и вилкой в руках и говорю: «Ну попробуйте! Вам понравится!»

Контент

Рассказывать о себе и своей работе нужно так, чтобы люди сказали: «Вау! Это интересно, а расскажи подробнее».

Скрываться за канцелярским названием своей профессии - значит слиться с остальными 99% людей из вашей сферы:
  • «Я — финансист» = «Ясно»
  • «Я — бизнес-тренер» = «А, инфоцыган?»
  • «Я — директор по продажам» = «Понятно»
  • «Я — переводчик» = «Ты переводишь бабушек через дорогу? ЛОЛ»
  • «Я — стоматолог» = «Сколько стоит вылечить кариес? Дорого. Пока»
Знакомо, не так ли? «Ну а что я еще должен сказать? Все же и так знают, что делает стоматолог», — так думают остальные 99% процентов. Если вы хотите, чтобы человек пришел лечить зубы именно к вам, даже если у вас дороже, чем у конкурента, необходимо правильно раскрыть вашу профессию, добавив глагол и себя: как вы делаете свою работу и что вами движет:
  • «Я — финансист» «Я помогаю компании зарабатывать, когда рынок стоит на месте»
  • «Я — бизнес-тренер» «Я учу людей находить возможности и стабильно развиваться в неопределенности и турбулентности»
  • «Я — директор по продажам» «Я мотивирую продавцов находить пользу для каждого человека в нашем продукте»
  • «Я — переводчик» «Я помогаю находить общий язык и договариваться людям с разных континентов»
  • «Я — стоматолог» «Я делаю улыбки людей красивыми»
Чтобы это не выглядело, как хвастовство, добавьте факты, реальные истории из жизни, статистику. Пусть факты говорят, какой вы крутой стоматолог.

Первая фраза (twitter friendly headline) — главная. После нее слушатель должен сказать: «Вау! Это интересно, а расскажи подробнее». Не что вы делаете, а почему вы это делаете и верите в это. Первая фраза — не о вас, она о тех, кому вы помогаете, чем вы улучшаете его жизнь, она интересная и уверенная: в ней есть миссия.
Даже в самой простой работе есть миссия:
  • вы не просто помогаете зарабатывать компании — вы здесь ради большой цели, вы улучшаете экономику страны
  • вы не просто рассказываете про успешный успех — вы учите людей этот успех сделать успешным
  • вы не просто продаете — вы объединяете команду ради миссии всей компании
  • вы не просто переводите текст с одного языка на другой — вы помогаете договориться и найти общий язык людям разных стран и культур
  • вы не просто лечите зубы людям — именно благодаря вам «от улыбки станет всем светлей»
Есть одна известная история, когда Джон Кеннеди посещал базу NASA, уже покидая её, он столкнулся с уборщиком. И президент США спросил его:
«Что вы здесь делаете?».
На что он ответил: «Я запускаю ракеты в космос».
А знаете, какой фразой Стив Джобс переманил Джона Скалли в Apple?
«Ты хочешь всю жизнь продавать сладкую водичку или менять мир вместе со мной?»
И наверняка из двух строителей храма вызовет у вас больший интерес: тот, кто «строит храм», а не просто «кладет кирпичи».
Чувствуете разницу? Так к какому стоматологу вы пойдете — к тому, кто просто «лечит кариес дорого» или кто «сделает вашу улыбку красивой и заразительной, которая будет освещать все вокруг и заставлять улыбаться окружающих»? Как по мне, то я хочу заражать окружающих своей улыбкой.

Эта статья была полезной для вас?
Показать ещё