Как стать хорошим руководителем: советы из книги «Прыгни выше головы!»

«Прыгни выше головы!» — книга американского бизнес-эксперта Маршалла Голдсмита. Голдсмит написал 5 книг о лидерстве и консультирует руководителей почти 40 лет.

Признаки плохого руководителя

По мнению Маршалла Голдсмита у успешных людей встречаются вредные поведенческие привычки, которые не дают им развиваться и стать Лидером. Если вы застряли на одном уровне и не двигаетесь дальше, возможно вы совершаете какие-то из этих 20 ошибок:
  1. слишком стремитесь победить, даже когда это неважно и не имеет значения;
  2. считаете, что должны высказываться по любому поводу;
  3. судите дру­гих и навязываете им свои стандарты;
  4. склонны к деструктивным высказываниям: язвите коллегам, чтобы показаться остроумным;
  5. злоупотребляете фразами «нет, но…» и «тем не менее», стараясь внушить другим, что вы правы, а они — нет;
  6. превозносите свой интеллект и стараетесь его показывать;
  7. эмоционально нестабильны и используете гнев для давления на сотрудников;
  8. стремитесь посеять сомнения, даже если вас не спрашивали — «дайте мне объяснить, почему это не будет работать»;
  9. замалчиваете информацию, чтобы получить преимущество перед другими;
  10. не умеете поощрять подчинённых;
  11. приписываете себе чужие заслуги, чтобы подчеркнуть своё участие в успешном проекте;
  12. склонны к самооправданиям — представляете свой дурной характер как норму;
  13. перекладываете свою вину на людей или события из прошлого;
  14. покровительствуете любимчикам, относитесь к сотрудникам несправедливо;
  15. не признаёте свои ошибки, неправоту или эмоциональный ущерб, который нанесли другому;
  16. невнимательны к коллегам;
  17. неблагодарны;
  18. нападаете на того, кто хотел помочь, но попал «под горячую руку» — «наказание вестника»;
  19. перекладываете ответственность — «виноват кто угодно, только не я»;
  20. превозносите свои недостатки, как достоинства — чрезмерное желание оставаться «самим собой».

Виды обратной связи

Лучший способ узнать о своих ошибках — собрать обратную связь от коллег. Коллеги могут видеть то, чего не видите вы, и подсказать, какие soft skills вам нужно развивать. Маршалл Голдсмит выделяет три вида обратной связи:

Обратная связь по запросу — та, которую мы собираем специально. Создаём фокус-группу, задаём вопросы, просим поставить оценки. Такая обратная связь позволяет составить статистику, но её лучше не собирать самому — есть риск, что коллеги не будут искренними.

Спонтанная обратная связь — та, которую мы получаем неожиданно. Непрошеный отзыв может указать на недостатки, которых мы не замечали, и дать новую информацию о себе.

Обсервационная обратная связь — та, которую мы получаем из собственных наблюдений. Каждый день люди посылают нам невербальные сигналы, из которых можно понять, как они к нам относятся. Распознать эти сигналы непросто, но результаты самостоятельных наблюдений так же эффективны, как обратная связь по запросу.

Ошибки при сборе обратной связи

Если собираете обратную связь по запросу самостоятельно, не спрашивайте у подчинённых:
  • Что вы обо мне думаете?
  • Какое у вас впечатление обо мне?
  • Что вам во мне не нравится?
  • Что вам во мне нравится?
Эти вопросы не дадут вам ничего, кроме вранья — люди не станут говорить неприятную правду начальнику в лицо. Вместо этого спросите их: «как я могу стать лучше?». При такой постановке вопроса подчинённым не придётся юлить и льстить вам, но из их ответов всё равно будет понятно, над чем нужно поработать.

Техники для самостоятельного сбора обратной связи

В книге «Прыгни выше головы!» Маршалл Голдсмит приводит несколько полезных упражнений, которые помогают посмотреть со стороны на взаимодействие коллег и свои soft skills.

Систематизация чужих замечаний о вас

Начните фиксировать то, что говорят вам люди в течение дня, например, «отличная мысль», «вы опоздали» или «вы меня слушаете?» Записывайте всё, что имеет даже отдалённое отношение к вашему поведению. В конце дня просмотрите список, разделите замечания на пози­тивные и негативные и взгляните на раздел негативных. Возможно, прослеживается общая тенденция: ряд замеча­ний сделан по поводу опозданий, невнимательности, непоследовательности.

Эти замечания — полноценная обратная связь. Вы получили информацию о себе без предварительного запроса. Это значит, что ей можно доверять.

Выключение звука

Представьте, что смотрите фильм с выключенным звуком и не слышите чужих слов. Поначалу вы заметите то же, что было и при «включенном звуке»: люди изо всех сил стараются выделиться, продвинуться. Но после вы заметите физиче­ские манёвры, которыми коллеги завоёвывают первенство в групповой структуре. Люди придвигаются поближе к наиболее авторитетной фигуре и, наоборот, отодвигаются от аутсайдеров, обрывают соперников на полуслове взмахом руки. Это происходит всегда, но без звука картина получается нагляднее. Это хорошее упражнение, чтобы посмотреть на расстановку сил в коллективе и их отношение к вам и друг другу.


Завершение предложения

Выберите любой значимый пункт, в котором хотите стать лучше: физическая форма, умение признавать чужие заслуги, плавание. Определите, какую пользу пе­ремена к лучшему принесёт вам и окружающим: «Я хочу улучшить свою физическую форму. Если я этого до­бьюсь, польза для меня в том, что...» — и закончите предложение.

Эта статья была полезной для вас?
Показать ещё