4 ошибки в общении: как исправить и сделать плохой разговор хорошим

Если разговор вышел неудачным, мы виним собеседника или тему: «он был в плохом настроении», «это слишком острая тема».
Но с помощью приёмов коммуникативной психологии хорошим можно сделать любой диалог. Делюсь советами из практики и книги «Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло».

Юлия Просикова,

Автор тренингов по коммуникации и основательница Сила Talk'a

Вежливые бои

Распространённая ловушка — спор, построенный на фразе «да, но…». Кажется, что если для приличия согласиться с собеседником, это уменьшит негатив от последующего возражения. Но собеседник понимает, что ваше «да» — формальность, и пропускает его мимо ушей.
Разговор с «да, но…» превращается в бесконечный пинг-понг, где каждый боится высказаться напрямую. Напряжение нарастает, и договориться о чём-то становится трудно.

Как не ввязаться в вежливый бой?
  1. Вместо поверхностного «да» озвучьте мысли собеседника, с которыми вы согласны. «Зеркальте»: говорите его словами, повторяйте жесты. Так собеседник почувствует, что его слышат, и не будет защищаться и нападать.
  2. Возразите, не используя «но». Задайте открытый вопрос: «У тебя есть идеи, как бы я мог это сделать?». Если открытые вопросы не помогают, выразите несогласие ясно и недвусмысленно: «я не согласен», «я думаю по-другому», «останемся при своих мнениях». Постарайтесь говорить спокойно, с нейтральной интонацией.

Чтение мыслей

Вторая ошибка в общении — считать свои догадки фактом и строить диалог, исходя из домыслов. Допустим, вам кажется, что коллега делает всё, чтобы подставить вас перед начальством. В
ы будете общаться с ним как с врагом, хотя у вас нет доказательств, что вы правы. «Чтение мыслей» плохо тем, что мы общаемся не с самим человеком, а с нашими представлениями о нём.

Как не играть в телепата?

  1. Подумайте, что влияет на ваши суждения о людях. Мнение о них основывается на реальной информации или на слухах, ваших тревогах и догадках? Если второе, допустите мысль, что можете ошибаться.
  2. Поделитесь тревогами с собеседником, задав закрытый вопрос: «Мне кажется, что … Это так?» или «Похоже, у вас создалось впечатление, будто я жалею, что взялся за проект. Я прав?». Следите за интонацией: в голосе не должно быть осуждения.

Жалобы

От души поныть в дружеской компании — вполне терапевтично. Но с человеком, который жалуется постоянно, трудно общаться. Такие люди не готовы решать проблемы и находить компромиссы, они эмоционально вымотаны сами и выматывают других.

Как реагировать на жалобы?

Если собеседник жалуется, обычно мы реагируем так:
  • присоединяемся и дополняем перечень жалоб, погружаясь в ощущение безнадёжности:
  • вступаем в спор и пытаемся переубедить собеседника;
  • пытаемся помочь, забывая, что жалобщику советы обычно не нужны.
Все эти реакции бесполезны. Обычно жалобы появляются, если человек чего-то хочет, но не чувствует, что может это получить. Спросите собеседника о его желаниях, а затем, как этого добиться.
Если на ваши конструктивные предложения и попытки помочь человек реагирует холодно, значит, вы нужны как слушатель. Если собеседник вам не близок, и вы не готовы побыть «жилеткой», спросите его: «Ты хочешь решить эту проблему?».

Защита своей полянки

Проблема, которая часто встречается в рабочих отношениях. Бывает, коллеги не принимают обратную связь и отвечают агрессивно. Важно не злиться в ответ, а понять, что вызывает такую реакцию. Агрессия — это защита территории, своей нужности в компании или проекте. Коллеге может казаться, что вы посягаете на его экспертность или ценность как сотрудника: «никто не знает и не сделает мою работу лучше меня».

Чтобы разрушить барьер между вами, покажите, что вы не завоеватель, а партнёр. Человек успокоится, и у вас может сложиться плодотворное сотрудничество.

Как исправить ошибки в общении

Перечисленные ошибки — коммуникативные привычки, которые мы вырабатываем годами. Любая привычка как лыжная колея, которая при каждом прокате становится глубже. Задача — найти проблемные привычки и создать новые колеи.

Как привить себе новые коммуникативные привычки:

  1. осознание — найти новую колею;
  2. действие — попасть в новую колею;
  3. практика — оставаться в колее.
Если изменение привычки вызывает дискомфорт, вы на правильном пути: так всегда бывает, когда начинаешь действовать по-новому. Но не пытайтесь избавиться от всех вредных коммуникативных привычек сразу.
Начните с одной — той, которую легко изменить. Так вы не потеряете мотивацию работать над качеством общения с собой, миром и людьми.
Умение договариваться — важнейший soft skill, без которого не обойтись ни руководителю, ни мамочке в декрете.
Курс по коммуникации «Сила Talk’a» два месяца обучения коммуникативной психологии с Юлией Просиковой. На офлайн-уроках вы проработаете свои привычки в общении, научитесь распознавать сигналы собеседника и поворачивать любой разговор себе на пользу!

Эта статья была полезной для вас?
Показать ещё