Кофеин для аудитории. Как удерживать внимание людей, оставаясь собой?

У меня есть 3 секунды, чтобы удержать ваше внимание, у вас есть 3 секунды, чтобы понять, будете вы читать эту статью дальше или нет.
Время пошло.
...из этой статьи вы узнаете, как удлинить эти 3 секунды…
...и удержать фокус аудитории на всей теме,...
...не пытаясь при этом прыгнуть выше головы.
Какое-то необычное начало, скажете вы. Но это объяснимо. Вспомните, как вы смотрите ТикТок: свайп, свайп, свайп, о, интересный ролик, свайп, свайп и т.д. Вам достаточно не более 3 секунд, чтобы понять, интересно это видео вам или нет. То же самое с людьми — у вас есть только этот короткий промежуток времени, чтобы заинтересовать слушателей или собеседника, чтобы они оставались вовлеченными на протяжении всего вашего выступления или беседы. Согласитесь, это непросто.

И сегодня мы постараемся разобраться, как же все-таки понравиться слушателю и зацепить его внимание на примере выступления профессора информатики университета Карнеги — Меллон Рэнди Пауша. Он проводил исследовательские работы для Walt Disney Imagineering и Electronic Arts. Помимо этого Рэнди консультировал Google по вопросам разработки пользовательского интерфейса.

У вас могут возникнуть вполне резонные вопросы: «А кто это?» «И где связь между информатикой и коммуникациями?» Посудите сами, как может человек со смертельным диагнозом на протяжении часа удерживать внимание и неподдельный интерес аудитории на историях о своих детских мечтах? Побежали разбираться.

О лекции

18 сентября 2007 года Рэнди представил «Последнюю общественную лекцию» на тему «Как достичь своих детских мечтаний» в университете Карнеги — Меллон.

«Последняя лекция» — это серия лекций, где ученые выступают на различные темы, «как будто бы зная, что это их последний шанс» высказаться перед всем миром. Символично, что для Рэнди эта лекция действительно была одним из тех самых «последних шансов высказаться». Он умер в в июле 2008 года от рака поджелудочной железы.

«Последняя лекция» Рэнди, в первую очередь, примечательна эмоциональной силой выступающего и его честностью перед лицом смерти. В этом выступлении он вдохновил аудиторию своим оптимизмом и тем, как не сдаваться перед трудностями.

На лекции Пауш рассказал, как осуществлять свои детские мечты взрослому человеку, сделав их не просто грезами 7-летнего мальчика, а амбициозными целями взрослого мужчины. Казалось бы, сейчас каждый второй «коуч» «учит тебя, как правильно жить». Однако выступление Рэнди — это эталон удержания внимания аудитории на протяжении всей лекции.

Какие инструменты использовал Пауш, чтобы держать внимание зрителей больше часа?

1. Активный сторителлинг.
С первых минут выступления Рэнди обозначает «слона в комнате» — показывает снимки своих опухолей и делится смертельным диагнозом. При этом, делает это легко и с юмором. Он показывает свои детские снимки, рассказывает личные истории. Тем самым вызывая доверие публики, как к человеку, а не просто «говорящей голове». Человек со смертельным диагнозом рассказывает о мечтах. Этот, на первый взгляд, неочевидный инструмент вызывает мурашки.
Не бойтесь рассказывать откровенные и сложные истории из личной жизни — это настраивает контакт с людьми.
2. Юмор.
Шутки на серьезные темы? Заверните 5, пожалуйста.
Юмор — один из важнейших инструментов в коммуникациях. В выступлении Рэнди очень много юмора, он не боится шутить перед лицом смерти:
— Я не знаю, как это не быть веселым. Это как рыбе рассказывать о воде. Я умираю, но я веселюсь и шучу каждый день.
— Я в отличной форме! Лучше, чем многие из вас, — с этими словами Пауш начинает активно отжиматься на сцене. — Кто хочет поплакать и пожалеть меня, пусть выйдет и сделает то же самое.
  • Шутите на разные темы, даже самые серьезные — юмор сохраняет контакт с аудиторией и поддерживает позитивный настрой.
3. Интерактив.
Рэнди сам создает правила «идеального выступления». Он не боится выйти за рамки. Он вызывает всплеск аплодисментов каждые 5 минут своего выступления. Он общается с аудиторией, задает вопросы и делится личным опытом.
Контактируйте и проводите интерактив с публикой — это создает теплую и дружескую атмосферу.
4. Реквизит.
Выступление, как маленький спектакль. У каждой истории свой реквизит:
  • Когда Рэнди рассказывает о своей детской мечте играть в NFL (Национальная футбольная лига, чемпионат США по американскому футболу), он достает мяч и крутит его в руках.
  • Рассказывая о том, как он выиграл множество плюшевых медведей в парке аттракционов, показывает фотографии. А после его слов «Как в век цинизма я еще могу доказать вам, что все это правда, а не фотомонтаж?» всех этих огромных медведей вынесли на сцену. После чего Пауш предложил слушателям подняться на сцену и забрать их с собой после выступления.
  • Рэнди поздравляет свою жену с днем рождения, выносит торт и заставляет аудиторию петь ей песню «Happy birthday».
Используйте реквизит, переодевайтесь, показывайте свои личные вещи (в рамках разумного, конечно) — это оставляет аудиторию вовлеченной.
5. Структура выступления.
Выступление Пауша имеет четкую структуру: введение, основная часть и заключение. Он построил лекцию таким образом, что зрители знали заранее, что произойдет дальше. В начале лекции он показал список своих детских мечтаний, затем подробно рассказал о каждой из них и как он их воплотил в жизнь.
Структурируйте свою речь — это помогает удерживать внимание зрителей на протяжении всего выступления.
6. Визуал.
Лекция Рэнди построена по принципу «Это сложно описать, проще увидеть». Он использовал фото и видео, чтобы визуализировать свои рассказы, что помогало аудитории лучше понимать его мысли.
Используйте визуал и иллюстрируйте ключевые моменты — это делает выступление более интересным и вовлекающим.
7. Энергичность.
На протяжении всей лекции Пауш энергичен: он позитивен, он улыбается, активно жестикулирует, владеет интонацией. Он настоящий: прекрасно заполняет собой пространство, пьет воду, когда горло пересыхает. Несмотря на диагноз, он всем своим видом показывает, что он жив.
Будьте источником живой энергии и всегда оставайтесь собой — это сделает ваше выступление динамичным, живым и привлекательным.
Выступление Рэнди Пауша напоминает хороший роман с интересной сюжетной линией. Там есть и «герои», кто помогал ему в его карьере — знаменитости, студенты, а также «злодеи», которые мешали и создавали трудности на его пути — бывший руководитель, рак, в конце концов. По всем правилам хорошей истории — главному герою всегда необходимо преодолевать препятствия. Это история о том, как человек, страдавший от рака поджелудочной железы и зная о своём ограниченном времени, вдохновил аудиторию своим оптимизмом и рассказом о том, как не сдаваться перед трудностями. Это повесть о важности оптимизма, целеполагания и настойчивости в достижении своих целей. Это рассказ о его собственной жизни и принципах, который стал источником вдохновения для многих людей по всему миру.

Выступайте в кайф, наполняйте выступление жизнью, и делайте это так, как будто это ваша «Последняя лекция».

Эта статья была полезной для вас?
Показать ещё