От отшельника до героя: уроки кино о человеческой душе

Вы любите фильмы? Я — очень. Нет-нет, не про сварливых стариков, а про то, как эти сварливые старики перестают быть таковыми через трансформацию под влиянием тех или иных событий или других персонажей. В фильмах нам показывают, кем мы можем стать, если не пропустим это влияние. При этом кино учит нас отбрасывать ярлыки: всегда можно разглядеть оборотную сторону любого характера.

Возможно, я смотрю кино немного иначе, чем многие: я с головой ухожу в сюжет и ищу посыл, который хочет донести до нас автор.

«Какая странная девушка», — скажете вы. «Фильм, сериал, мультипликация — это же просто развлечение и отдых. Зачем забивать себе и без того забитую буднями голову поиском в них смысла?»

Но что вы скажете на то, что большинство произведений кинематографа содержат в себе куда более глубокий смысл, чем мы думаем? И фильмы, которые я предлагаю сегодня разобрать предлагают взглянуть на коммуникации, как не на просто общение, а (не побоюсь этого слова) лекарство против нелюдимости, вредности и сварливости.

Что вообще стоит за сварливостью? Характер? — отчасти да, но это про отдельные личности. Однако, вероятность того, что сегодня этот старичок вредный и нелюдимый, а еще несколько лет назад он был звездой вечеринок, очень велика. Но что привело его в сегодняшнее состояние? Потеря, разочарование или страх.

В этой статье мы разберем героев фильмов «Вторая жизнь Уве», «Гран Торино», «Святой Винсент» и мультфильма «Вверх».
Внимание! Далее спойлеры!
Всех героев объединяет одно: они пожилые, и если рассмотреть их основные тенденции характера по кресту Риманна-Томанна, они явно находятся в позиции переразвитой ценности «Дистанция» (воин-одиночка, отточенный рационализм) и «Постоянство» (упорядоченность жизни и ее неспешное течение), им сложно каждый день делать что-то новое, а из «Близости» в «Дистанцию» их забросило горе.
И это не просто фильмы, где главный герой, угрюмый и нелюдимый в начале и открытый и дружелюбный в конце. Это фильмы о том, как и почему он из угрюмого и нелюдимого трансформировался в открытого и дружелюбного. И для меня это просто «ВАУ»: сценаристы смогли в менее, чем двухчасовом хронометраже, рассказать о важности и иногда даже жизненной необходимости того, чему я обучаю - коммуникаций.

«Зачем в простом пиксаровском мультфильме искать нолановский сюжет», — скажете вы. «Потому что он есть», — отвечу я вам.

Давайте по порядку.

Как я уже сказала, героев этих фильмов объединяет одно: их нелюдимость связана с горем (потеря жены) или неприятным прошлым, как, например, в «Гран Торино» вторым триггером нелюдимости главного героя послужило его участие в Корейской войне. Они предстают перед зрителями как люди, которые явно придерживаются ценности «Дистанция». Однако по мере развития сюжета они постепенно открываются и движутся в сторону «Близости», и это становится центральной темой фильмов. Давайте рассмотрим этот процесс более подробно.

«Вторая жизнь Уве»

Главный герой — Уве Линдаль — пожилой мужчина, строгий и замкнутый. Он разочарован в современном мире и считает молодежь ленивыми и поверхностными. Это усиливает его желание держать дистанцию. Уве привык к тому, что всё должно быть по его правилам, и любое отклонение вызывает у него раздражение и желание устранить проблему самостоятельно. Но все меняется, когда в соседний дом переезжает молодая семья, которая постепенно разрушает его стену отчуждения. Их искренность, тепло и настойчивость заставляют его постепенно принимать их участие в его жизни.
Уве постепенно открывается новым людям, в том числе старому знакомому и молодому парню, которые нуждаются в помощи и поддержке. Эти взаимодействия помогают Уве вспомнить о важности человеческих связей и заботы о других.

Вспоминая свою жизнь с женой, Уве осознает, что самое ценное в его жизни было связано именно с близостью и любовью. Эти воспоминания подталкивают его к тому, чтобы снова открыть своё сердце для людей.

Но мои «краши» в этом фильме — соседи Уве. Их терпение и любовь вызывают восхищение: они видят оборотную сторону характера главного героя, и, несмотря на его сложность, они помогают Уве раскрыться и заново увидеть этот мир во всей палитре красок.

«Гран-Торино»

Главный герой — Уолт Ковальски, ветеран Корейской войны, вдовец с крайне рациональными взглядами: война спровоцировала в нем глубокие предубеждения против своих новых соседей, которые являются иммигрантами из Юго-Восточной Азии. Он видит их как чужаков и старается держаться от них подальше. Он отличается резкостью и непримиримостью в общении, стараясь не пускать никого в свою жизнь, избегает эмоциональных связей и концентрируется на своих старых вещах, таких как его классический автомобиль Ford Gran Torino. После смерти жены Уолт погружается в одиночество. Он отдаляется от своих детей и внуков, считая их эгоистичными и не заслуживающими внимания. Ветеран войны живет в прошлом, придерживаясь своих старых принципов и воспоминаний.
Характер Уолта начинает меняться, когда он оказывается втянутым в жизнь своих соседей — семьи хмонгов, особенно в жизнь подростка по имени Тао. Первоначально Уолт относится к ним с подозрением и неприязнью, но когда он защищает Тао от уличной банды, это становится началом их необычной дружбы.

Несмотря на свои предубеждения, Уолт начинает видеть в своих соседях людей с теми же проблемами и стремлениями, что и у него самого. Он постепенно понимает, что Тао и его сестра Сью — добрые, порядочные люди, заслуживающие уважения.

Уолт начинает брать на себя роль наставника для Тао. Он учит его работать, проявлять ответственность и защищать свою семью. Это взаимодействие пробуждает в Уолте желание заботиться о других, что раньше было подавлено его горечью и одиночеством.

В финале фильма Уолт демонстрирует полное изменение своих ценностей. Он проходит путь от отчужденного, замкнутого и горького человека, который живет в мире предрассудков и одиночества, к человеку, который осознает ценность человеческих связей и готов пожертвовать собой ради блага других. Его переход от «Дистанции» к ценности «Близости» происходит через понимание и принятие других людей, несмотря на их различия. Кульминацией трансформации Уолта становится его решение пожертвовать собой, чтобы спасти Тао и его семью от банды.

«Святой Винсент»

История фильма вращается вокруг героя Винсента МакКенны в исполнении Билла Мюррея. Изолированный, замкнутый и уставший от жизни человек, Винсент живет один, много выпивает и регулярно проигрывает деньги в азартных играх. Такой образ жизни лишь усиливает его изоляцию. По мере развития сюжета мы находим главный триггер его нелюдимости: жена, страдающая болезнью Альцгеймера, которая его совсем не узнает своего мужа. Тем не менее, жизнь главного героя начинает меняться, когда в соседний дом переезжает мать-одиночка Мэгги с 12-летним сыном Оливером. Мальчик, переживающий развод родителей, начинает видеть в Винсенте не только наставника, но и своего рода кумира.
Мэгги просит Винсента присматривать за Оливером после школы. Винсент неохотно соглашается, в основном ради денег. Однако, несмотря на свое первоначальное недовольство, он начинает проводить с мальчиком больше времени и учить его жизненным урокам, хотя и не всегда традиционным методам. Постепенно герои сближаются и между ними завязывается дружба, но в жизнь вмешивается отец Оливера, который пытается отсудить у жены опеку над сыном. Когда он узнает, что «нянька» мальчика пьёт, курит, посещает публичный дом и тотализатор, у него появляются шансы. Мэгги вынуждена прекратить общение ее сына с Винсентом.

Тем временем в школе Оливеру дают домашнее задание: найти среди знакомых того, кого можно назвать «святым». Необычный выбор мальчика для школьного проекта в лице ВИнсента Маккенны открывает перед зрителями оборотную сторону его характера: Винсент - ветеран Вьетнамской войны, спасший своих сослуживцев во время обстрела. Оливер признает в нем человека, который, несмотря на все свои недостатки, обладает глубоким чувством доброты и способности к самоотверженности.

История Винсента МакКенны в фильме «Святой Винсент» — это пример того, как человек, изначально придерживающийся ценности «Дистанция», постепенно открывается для «Близости» благодаря новому опыту и взаимоотношениям. Винсент, несмотря на свое циничное и грубое поведение, находит в себе способность заботиться о других, особенно о 12-летнем Оливере. Эта трансформация позволяет ему не только изменить свою жизнь, но и оказать значительное влияние на жизнь окружающих, что в конечном итоге приносит ему признание и уважение.

«Вверх»

Главный герой мультфильма «Вверх», Карл Фредриксен (так подозрительно похожий на Армена Джигарханяна, которого в последствии и озвучил Армен Джигарханян) проходит значительный путь от ценности «Дистанция» к ценности «Близость».

После смерти жены Элли Карл замыкается в себе и избегает контактов с людьми. Он живет один в доме, полном воспоминаний, и кажется, что его жизнь остановилась на моменте утраты. Он упорно сопротивляется попыткам общества и людей вокруг изменить его жизнь, например, когда застройщики пытаются купить его дом. Он цепляется за прошлое, не желая ничего менять. Поворотный момент в жизни Карла наступает, когда он встречает мальчика-скаута Рассела и решает исполнить мечту своей покойной жены — отправиться в путешествие к Райскому водопаду. Это путешествие становится катализатором его перехода к «Близости».
Хотя изначально Карл раздражен присутствием Рассела, мальчик постепенно разрушает его барьеры. Рассел — активный, любопытный и добродушный ребенок, который, несмотря на холодность Карла, продолжает стремиться к общению с ним, понимая, что нынешний характер Карла — следствие некой утраты, и, на самом деле, этот сварливый старик некогда был веселым и жизнерадостным парнем.

По мере того как они продвигаются в путешествии, Карл начинает заботиться о Расселе. Он учится заботиться о других и снова чувствует ответственность за другого человека. Это особенно проявляется, когда они сталкиваются с опасностями и трудностями. В процессе путешествия Карл осознает, что мечта Элли была не столько о достижении конкретного места, сколько о том, чтобы они были вместе и делали что-то значимое. Это помогает Карлу понять, что в жизни важнее живое общение и забота о других, чем просто держаться за прошлое.

В финале мультфильма Карл отпускает свой дом, который символизировал его привязанность к прошлому, и, в конце концов, понимает, что настоящие ценности заключаются не в вещах или местах, а в людях и отношениях.
По кресту Риманна-Томанна люди, вошедшие в жизнь главных героев, уверенно растягивают их в сторону «Близости». Мы видим, как абсолютные противоположности начинают жить в гармонии, прекрасно друг друга дополняя. Сначала происходят конфликты, когда открытые люди посягают на личные границы дистанцирующегося собеседника, но постепенно сходят на нет, когда противоположные ценности достигают баланса, который помогает избежать крайностей и сохранить гармонию. В конечном итоге главный герой принимает значимость эмоциональной близости и взаимопонимания, что помогает сблизиться с другими, не теряя при этом автономии, а его новые друзья признают важность личных границ и независимости в отношениях, что позволяет поддерживать здоровую дистанцию.
Подробнее о квадрате ценностей Риманна-Томанна читайте в статье «Как распознать сложности в общении с людьми».

Эта статья была полезной для вас?
Показать ещё